Статьи

Выбор вагонки: характеристики, профили, сортность

Выбор вагонки: характеристики, профили, сортность

Вагонка по праву считается самым оптимальным по качеству, визуальным параметрам и стоимости, вариантом для обшивки строительных сооружений. Однако, этот тип облицовки предполагает наличие должного объема знаний как в процессе выбора, так и в ходе использования материала.

Что такое вагонка?

Вагонка относится к числу самых экологичных и несложных в обработке облицовочных материалов. Этот формат обрезной древесины включен в более обширную группу, которую в строительстве называют «профилированным погонажем».

Свое название вагонка получила от сферы изначального использования, когда ею обшивали остовы ж/д вагонов. Сегодня вагонкой называется тонкая доска (7-20 мм) обрезного типа с шириной в диапазоне 90-150 мм и наличием строганных поверхностей.

С помощью паза и гребня, которые имеются на каждой ламели, выполняется быстрая сборка полотен. Производится вагонка из разных материалов. Наиболее популярны на территории России доступные сорта липы, ольхи, сосны, дуба и лиственницы.

Характеристики вагонки

Преимущества вагонки во многом определяются свойствами древесины, из которой она изготавливается. К ним относятся:

  • высокие показатели звукоизоляции;
  • хороший уровень теплоизоляции;
  • невысокий порог температурного расширения;
  • повышенная пластичность и податливость к обработке и ремонту.

Конфигурация вагонки делает материал легким и компактным, что позволяет просто монтировать материал на любой площади.

Пазогребневый тип соединения исключает образование щелей между элементами полотна. Они не образуются даже при скачках влажности и температур. Поэтому вагонку так выгодно использовать для обшивки парилок и внешних стен сооружений.

Какая древесина лучше?

Все породы, из которых изготавливается вагонка, принято разделять на два больших класса:

  • хвойные;
  • лиственные.

Хвойные породы богаты смолами и эфирными компонентами, поэтому они отлично реагируют на влагу и защищены от грибковых образований. Такая вагонка идеальна для уличной облицовки.

Многие лиственные породы отличаются менее привлекательными параметрами. Прежде всего, они менее долговечны хвойных, за исключением дуба. Со временем ольха и липа могут изменить цвет, а также подвержены загрязнению. Но данные типы древесины более устойчивы перед высокими температурами. Береза очень плохо переносит влагу, поэтому из нее, вагонку лучше использовать для внутренней отделки.

  • Профили вагонки
    Вагонка на современных производствах выпускается в многообразии профилей сечения. Каждый профиль определяет не только визуальные особенности панелей, но и сферу их применения.
  • Профиль «softline»
    Так называют классическую евровагонку со скругленными гранями и увеличенным шипом. Такая вагонка безупречно подходит для бань.
  • Профиль «штиль»
    Этот тип вагонки не образует крупных швов при монтаже и применяется на фасадах зданий. Производители позиционируют такую вагонку как «имитацию бруса».
  • Двусторонняя вагонка
    Шип у такой вагонки находится по центру панели, что позволяет монтировать ламель с любой стороны. Но у такого профиля нет вентиляционных пазов, так что для саун он не пригоден.
  • «Блокхаус» и «американка»
    Эта вагонка специального назначения применяется преимущественно при отделке фасадов. «Блокхаус» имитирует текстуру сруба, «американка» — сайдинга.

Сорта вагонки

При определении сортности вагонки используются действующие ГОСТы и стандарты (например, европейский стандарт DIN). Определение сорта происходит перед упаковкой партии. Традиционно выделяют 4 сорта материала по наличию/отсутствию и объему таких дефектов как:

  • сучки и трещины;
  • синева и смоляные карманы;
  • непростроги.

Вагонка экстра-класса («премиум»)

Самый высокий сорт вагонки включает безсучковые ламели с идеальной ровной поверхностью, отсутствием непрострогов, шероховатостей, трещин и сучков, цветовых дефектов. Небольшая шероховатость допускается только с изнанки.

Вагонка класса «А»

Материал имеет незначительное количество мелких сучков и/или несквозных трещин в необзорных зонах панели.

Вагонка класса «В»

Допускается присутствие темных сучков и небольших сквозных трещин, а также следов сердцевины и вскрытых карманов.

Вагонка класса «С»

Сюда относятся низкосортовые панели с гнилыми сучками, длинными сквозными трещинами, синевой, следами от деятельности насекомых, грубыми непрострогами.

Существуют и промежуточные сорта, маркируемые как «ВС», «АС» и т.д. Низкосортовая вагонка применяется для черновой подшивки.

Выбор между сортами «премиум», «А» и «В» в основном касается внешних параметров, но не связан с долговечностью материала. Сорта «В» более текстурные, «премиум» вагонка гладкая и имеет невыраженную текстуру, что не везде будет смотреться выигрышно.