Выбор вагонки: характеристики, профили, сортность
Вагонка по праву считается самым оптимальным по качеству, визуальным параметрам и стоимости, вариантом для обшивки строительных сооружений. Однако, этот тип облицовки предполагает наличие должного объема знаний как в процессе выбора, так и в ходе использования материала.
Что такое вагонка?
Вагонка относится к числу самых экологичных и несложных в обработке облицовочных материалов. Этот формат обрезной древесины включен в более обширную группу, которую в строительстве называют «профилированным погонажем».
Свое название вагонка получила от сферы изначального использования, когда ею обшивали остовы ж/д вагонов. Сегодня вагонкой называется тонкая доска (7-20 мм) обрезного типа с шириной в диапазоне 90-150 мм и наличием строганных поверхностей.
С помощью паза и гребня, которые имеются на каждой ламели, выполняется быстрая сборка полотен. Производится вагонка из разных материалов. Наиболее популярны на территории России доступные сорта липы, ольхи, сосны, дуба и лиственницы.
Характеристики вагонки
Преимущества вагонки во многом определяются свойствами древесины, из которой она изготавливается. К ним относятся:
- высокие показатели звукоизоляции;
- хороший уровень теплоизоляции;
- невысокий порог температурного расширения;
- повышенная пластичность и податливость к обработке и ремонту.
Конфигурация вагонки делает материал легким и компактным, что позволяет просто монтировать материал на любой площади.
Пазогребневый тип соединения исключает образование щелей между элементами полотна. Они не образуются даже при скачках влажности и температур. Поэтому вагонку так выгодно использовать для обшивки парилок и внешних стен сооружений.
Какая древесина лучше?
Все породы, из которых изготавливается вагонка, принято разделять на два больших класса:
- хвойные;
- лиственные.
Хвойные породы богаты смолами и эфирными компонентами, поэтому они отлично реагируют на влагу и защищены от грибковых образований. Такая вагонка идеальна для уличной облицовки.
Многие лиственные породы отличаются менее привлекательными параметрами. Прежде всего, они менее долговечны хвойных, за исключением дуба. Со временем ольха и липа могут изменить цвет, а также подвержены загрязнению. Но данные типы древесины более устойчивы перед высокими температурами. Береза очень плохо переносит влагу, поэтому из нее, вагонку лучше использовать для внутренней отделки.
- Профили вагонки
Вагонка на современных производствах выпускается в многообразии профилей сечения. Каждый профиль определяет не только визуальные особенности панелей, но и сферу их применения. - Профиль «softline»
Так называют классическую евровагонку со скругленными гранями и увеличенным шипом. Такая вагонка безупречно подходит для бань. - Профиль «штиль»
Этот тип вагонки не образует крупных швов при монтаже и применяется на фасадах зданий. Производители позиционируют такую вагонку как «имитацию бруса». - Двусторонняя вагонка
Шип у такой вагонки находится по центру панели, что позволяет монтировать ламель с любой стороны. Но у такого профиля нет вентиляционных пазов, так что для саун он не пригоден. - «Блокхаус» и «американка»
Эта вагонка специального назначения применяется преимущественно при отделке фасадов. «Блокхаус» имитирует текстуру сруба, «американка» — сайдинга.
Сорта вагонки
При определении сортности вагонки используются действующие ГОСТы и стандарты (например, европейский стандарт DIN). Определение сорта происходит перед упаковкой партии. Традиционно выделяют 4 сорта материала по наличию/отсутствию и объему таких дефектов как:
- сучки и трещины;
- синева и смоляные карманы;
- непростроги.
Вагонка экстра-класса («премиум»)
Самый высокий сорт вагонки включает безсучковые ламели с идеальной ровной поверхностью, отсутствием непрострогов, шероховатостей, трещин и сучков, цветовых дефектов. Небольшая шероховатость допускается только с изнанки.
Вагонка класса «А»
Материал имеет незначительное количество мелких сучков и/или несквозных трещин в необзорных зонах панели.
Вагонка класса «В»
Допускается присутствие темных сучков и небольших сквозных трещин, а также следов сердцевины и вскрытых карманов.
Вагонка класса «С»
Сюда относятся низкосортовые панели с гнилыми сучками, длинными сквозными трещинами, синевой, следами от деятельности насекомых, грубыми непрострогами.
Существуют и промежуточные сорта, маркируемые как «ВС», «АС» и т.д. Низкосортовая вагонка применяется для черновой подшивки.
Выбор между сортами «премиум», «А» и «В» в основном касается внешних параметров, но не связан с долговечностью материала. Сорта «В» более текстурные, «премиум» вагонка гладкая и имеет невыраженную текстуру, что не везде будет смотреться выигрышно.